Интервью с профессором медицины из Лхасы Трору Ценамом

интервью подготовлено Кеном Холмсом, перевод С.Хоса,

журнал "Путь к себе" 1-1996г

Вопрос
: Расскажите, пожалуйста, где берет свое начало тибетская медицина и что лежит в ее основе?

Ответ:
Следует выделить три основные потока, питающих целебное море тибетской медицинской традиции, которая существует уже два тысячелетия. Первый из них,
это, конечно, поток, сходящий со снежных вершин самого Тибета. Тибетский народ всегда сохранял большую близость с природой и должен был полагаться на
собственные ресурсы для выживания. Два других потока — это китайская медицина и аюрведическая традиция Индии.

Все многочисленные разделы знания, которые вместе образуют тело тибетской медицины, сведены воедино в наиболее знаменитом медицинском трактате "Жудши"
— Четыре Медицинские Тантры — и созданном предположительно около тысячи лет назад.

Хотя в истории Тибета были свои взлеты и падения, тибетская медицина сохранилась во всей своей полноте, а также в смысле живой линии передачи знания от
доктора к доктору. От практикующего врача всегда требовалась высочайшая профессиональная подготовка. В тибетской медицине одних только трав
используется более 3000 наименований. Кроме того, при изготовлении лекарств применяются ингредиенты минерального и животного происхождения. Помимо
своей практической эффективности и завершенности, тибетская медицинская традиция включает в себя также и высшие нравственные ценности.

Вопрос
: Вы имеете ввиду буддийскую этику?

Ответ:
Да. Веками в основе медицинской этики лежали идеалы бодхисаттвы, то есть присущее буддизму стремление избавить всех живых существ от страданий. Пока на
свете есть существа, наделенные физическими телами, которые испытывают страдания, одной из благороднейших профессий остается медицина, исцеляющая от
них.

Множество качеств бодхисаттвы, описанных в различных буддийских трактатах, можно свести к одному слову — сострадание. В случае медицины сострадание —
это не просто некоторые абстрактные представления о том, что такое любовь, но, напротив, обостренное внимание, а также та открытость и чуткость,
которые проявляет лечащий врач к своему пациенту. Именно поэтому и говориться, что "сострадание неотделимо от мудрости".

Вопрос
: Как именно эта мудрость способствует пониманию, что такое болезнь и что такое здоровье?

Ответ:
Одним из самых очевидных проявлений мудрости является правильная постановка диагноза, основывающаяся на знании о работе человеческого организма

В теле действуют одновременно три основные физиологические системы: ветер, желчь, слизь. Когда человек здоров, это значит, что системы пребывают в
гармонии между собой. Но когда одна или более систем подавлены или слишком активны, то имеет место расстройство здоровья.

Если говорить более углубленно, физиологические системы, как и весь окружающий нас мир, являются проявлением взаимодействия первичных элементов —
земли, воды, огня, ветра и пространства. Эти элементы проявляются на различных уровнях. Земля — это материальное качество всех веществ: их плотность,
вес, твердость, сопротивляемость и т.д., что в случае человека значит его тело, плоть, кости и прочее. Вода — это та сила, которая связывает между
собой различные аспекты материи, например, частицы, а также это качество самой жидкости. В теле она проявляется и как различные жидкие субстанции, и
как связь между физическими частями тела. Огонь — это развитие, переход, созревание материи. В теле он представлен в виде телесного тепла, пищеварения
и тому подобного. Ветер являет собой динамический аспект — движение, поток — и представлен в теле как циркуляция кислорода, ток крови в венах и
артериях, импульсы нервной системы, лимфатическая система и т. д. Пространство — это то, что позволяет остальным элементам выполнять свои функции. В
человеческом теле это полости и отверстия. Элементы, составляющие человеческое тело, находятся в постоянном взаимодействии с элементами внешнего мира,
с нашей окружающей средой. Это взаимодействие осуществляется посредством усвоения питательных веществ и кислорода, посредством импульсов, получаемых
через органы чувств, а также благодаря взаимодействию с другими людьми. Прописывая то или иное лекарство, врач изучает причины нарушений, возникших в
процессе взаимодействия человека с миром. Медицинские препараты также состоят из первичных элементов; таким образом, принимая нужное лекарство, человек
восстанавливает внутренний баланс своих физиологических систем. Кроме того, выздоровлению пациента способствуют и предписания, касающиеся его диеты и
образа жизни. Недостаток того или иного элемента может быть, например, восполнен соответствующей пищей или помещением пациента в среду, насыщенную этим
элементом. Избыток элемента также может быть уравновешен диетой, его не содержащей, и другими аналогичными факторами.

Все это должен знать врач, назначая курс лечения. Для того чтобы в полной мере овладеть необходимыми знаниями, требуются годы учебы и практики.

Вопрос
: Как, с Вашей точки зрения, физическое здоровье связано с духовным благополучием?

Ответ:
Вопрос о том, чем на самом деле является здоровье в широком смысле слова, очень сложен. Поскольку базовым фактором в вопросе благополучия или здоровья
человека является чистота или загрязненность ума, то можно сказать, что лишь полностью просветленный — целостное существо как физически, так и духовно.
Это, однако, необязательно означает, что высшие существа имеют меньшее количество болезней. Вопрос здесь в том, насколько хорошо чувствует себя
человек, а также насколько умело он справляется с различными жизненными ситуациями, включая и проблемы физического здоровья. Это очень тонкий момент,
но его необходимо принимать во внимание. Врачу приходиться не просто лечить тело с его специфическими проблемами, но он имеет дело с телом как с
составной частью комплекса, представленного телом и умом. Они-то собственно и испытывают страдание. Хотя в своей повседневной практике врач не несет
ответственности за духовное и психологическое развитие своего пациента, он должен иметь некоторое понимание его духовных и эмоциональных проблем –
настолько, насколько это необходимо для понимания причин заболевания. Особенно это касается трудноизлечимых и хронических заболеваний.

Вопрос:
Каким именно образом ум влияет на наше здоровье? Я знаю, что это очень сложный вопрос, но, может быть, Вы расскажете о самых важных положениях?

Ответ:
Помимо причин заболеваний, связанных с непосредственным расстройством взаимодействия элементов и физиологических систем и вызванных неправильной диетой
и образом жизни человека, существуют также психосоматические причины, которые, согласно традиционному учению, делятся на три группы: происходящие от
желания, включая весь спектр чувств – от жадности до сексуального вожделения; происходящие от гнева – от легкого недовольства до настоящей ненависти,
и, наконец, происходящие от неведения – от состояния полного ментального ступора до неведения относительно изначальной чистоты ума. Эти три группы
называются тремя ядами. Каждая из групп имеет свои подразделы, а также существует множество промежуточных состояний, включающих в себя проявления двух
или всех трех групп одновременно, — например, такие сложные эмоциональные состояния, как ревность.

Эти "яды" также приводят к нарушению нормального функционирования физиологических систем, о которых мы уже говорили выше. Преобладание вожделения,
привязанности, неудовлетворенного желания и т.д. становится причиной расстройств в физиологической системе, известной как "система ветра". "Ветер"
представляет собой динамическое качество, лежащее в основе жизнедеятельности организма. Когда "ветер" находится в гармонии, это обеспечивает нормальное
протекание таких процессов, как пищеварение, ток крови, а также всего, что связано с работой нервной системы. Преобладание гнева становится причиной
расстройств в системе "желчи". Это не ограничивается заболеваниями желчного пузыря, но относится к процессу вырабатывания организмом тепла и энергии,
особенно посредством усвоения и преобразования питательных веществ. Преобладание неведения создает расстройства в "системе слизи". Это касается в
первую очередь жидкостного баланса организма в целом и может быть описано как его "холодность".

Кроме того, действие этих факторов рассматривается на трех уровнях, называемых "отдаленная" причина, "длительная" причина и "непосредственная" причина.
Здесь соответственно имеются в виду степень контакта личности с внутренней чистотой собственного ума, тенденция к прявлению сильных эмоций, накопленная
в прошлом, включая и предыдущие жизни, а также эмоциональные проявления в последнее время.

Медицина — очень многогранная наука. Все, что я сейчас упомянул, — это всего лишь беглый взгляд на человека с точки зрения тибетской медицины. В
реальной практике ум и тело иногда рассматриваются по отдельности, а иногда — как единое целое. Это зависит от обстоятельств.

Вопрос
: Итак, как я понимаю, тибетский врач - это не просто доктор, лечащий своих пациентов от конкретных заболеваний...

Ответ
: Бывает и такое. Иногда, если болезнь пациента простая - например, пищевое отравление, или насморк, - то достаточно назначить обычное лечение. Однако
главная задача тибетской медицины заключается в том, чтобы вернуть всю психофизическую целостность пациента в здоровое состояние. Представление о роли
врача как человека, который помимо собственно лечения оказывает своему пациенту поддержку на всех уровнях не только подчеркивается в традиционных
трактатах по тибетской медицине, но и наложило свой отпечаток на повседневную медицинскую практику. Это очень важный момент, поскольку врач несет
полную ответственность за то, чтобы действительно помочь своим пациентам, страдающих в результате собственных деяний.

Вопрос
: В каком состоянии тибетская медицина пребывает сейчас? Я знаю, Вам не просто об этом говорить, однако я все же попросил бы Вас сказать несколько слов
о том, как китайская культурная революция повлияла на традицию вообще и на Вас лично.

Ответ:
За эти годы тибетская медицина понесла значительный урон. Все крупные центры медицинского образования, за исключением одного или двух, оказались
разрушены. Одним из частично сохранившихся учебных заведений был Астролого-медицинский институт в Лхасе. В сельской местности почти прекратилась
практика отдельных докторов, в то время, как многоие врачи начали рассматривать медицинскую практику с чисто материалистических позиций, то есть как
способ заработать деньги.

К счастью, сейчас в Тибете намечаются некоторые изменения. Появилась реальная возможность возродить подлинные традиции тибетской медицины во всей их
полноте. Результатом этого процесса стал значительный и организованный рост числа медицинских школ. Некоторые больницы и медицинские центры возникли в
тех местах, где их раньше не было, а некоторые институты после их возрождения стали гораздо больше, чем были прежде. Это, в частности, относится и к
Лхасскому астролого-медицинскому институту. Существует еще одна область тибетской медицины, в восстановлении которой мы заинтересованы. Я имею в виду
врачебные техники, которые использовались ранее. Создается впечатление, что в древности тибетская медицина практиковалась поистине уникальным образом и
впоследствии многие знания были утеряны. Мы имеем письменные свидетельства о многих фактах такого рода, как, например, операции на мозге, использование
длинных, похожих на ложку инструментов для проведения полостных операций и т.д. Мы надеемся полностью восстановить эту древнюю мудрость.

В последнее время в мире появилось много новых заболеваний, таких как СПИД, а также возникло преобладание некоторых заболеваний со смертельным исходом,
например рака. Мы надеемся, что на основе возрождения тибетской медицины нам удастся сделать свой вклад в преодоление этих болезней. Я убежден в том,
что традиционная мудрость и исключительные возможности, предоставляемые тибетской медициной, могут принести большую пользу медицине наступающего
столетия.

разработка сайта korzh